БЛАГОСЛОВЕННАЯ РАБОТА
- Arkadi Sorovaiski
- 6 февр. 2018 г.
- 5 мин. чтения
Как-то в беседе с моей приятельницей Ларой К. возникла тема воспитания подростков. Она рассказала, что много лет назад её сын ненавидел школу, шатался с друзьями на улице. Приятельница и её муж были в панике – никакие беседы и увещевания не помогали. Ситуация накалялась, но пиком явилось исключение сына из школы за то, что он с компанией ребят разбили зеркала в машинах преподавателей. И хотя бедные родители оплатили весь ущерб, школа не захотела, чтобы здесь учился хулиган. Что делать? Парень всё-таки с головой, понимал, что ему нужно получить аттестат зрелости. Пытался это сделать в Кармиэле, но там тоже почему-то не сложилось. Он сам узнал о возможности получить аттестат зрелости в рамках "Кидум А-Ноар". Дальше, по рассказам моей знакомой, всё было, как в сказке. Если подросток пропускал школу, за ним приезжала наставница из Кидум, сажала в свою машину и привозила на занятия. Сами занятия проходили в неформальной обстановке, и это было возможно, потому что в классе было 3-4 ученика. Наставники приносили угощение, здесь проходили беседы на актуальные темы, экскурсии, вечеринки. Постепенно сын моей приятельницы стал оттаивать, становился более открытым, стал интересоваться музыкой. Перед мобилизацией в рамках "Кидум А-Ноар" прошла программа подготовки к армии. Парень успешно сдал экзамены на аттестат зрелости, отслужил в боевых частях и собирается учиться в вузе по специальности звукорежиссура. Вот уже год после армии он работает - ухаживает за инвалидами, что само по себе требует больших душевных качеств, близок с родителями. Вполне обычный молодой человек, с усмешкой вспоминает о шальном подростковом периоде. Приятельница моя не уставала благодарить сотрудников "Кидум А-Ноар" все эти годы.
Меня заинтересовала деятельность "Кидум А-Ноар", но рассказ Лары звучал фантастически. И тут подоспела другая история. Я хорошо знакома с другой женщиной, Катей М., но не знала, что у неё была такая проблема с ребёнком. В начальной школе у её сына определили "нарушение внимания и отсутствие концентрации". Серьёзные проблемы начались в средней школе. Ребёнку прописали риталин, который плохо на него влиял в физическом плане. Ребёнок никак не вписывался в рамки школы, и, хотя там даже выделили помощницу, положение становилось с каждым днём хуже, у мальчика началась депрессия. Он подрался с приятелем, школа пожаловалась в полицию. В конце концов, он отказался ходить в школу. Несколько месяцев он проучился в хайфском "Техни", откуда его выгнали за нарушение дисциплины. Кто-то посоветовал маме подать просьбу на приём в "Кидум А-Ноар". О приёме туда расскажу чуть позже.
Буквально в течение нескольких недель произошло чудо! Сотрудники подразделения все занятия и мероприятия устраивали в соответствии с диагнозом, учёба проводилась персонально с каждым учеником по каждой теме. Мальчик ожил, сейчас готовится к армии вместе с наставниками. Мама буквально не верит своему счастью, а ведь всего пару лет назад она всерьёз боялась потерять сына. Здесь нужно сказать, что эта семья абсолютно обычная, полностью интегрированная, типичный средний класс, закончили школу и получили образование в Израиле. Все их трое детей – сабры, были в рамках израильской системы образования с рождения. Младшая сестрёнка мальчика учится в классе для отличников. Мама говорит, что сначала, когда ей посоветовали поступить в "Кидум А-Ноар", она восприняла это предложение с обидой. "Мой сын, что, недоразвитый или преступник?" Но оказалось, что это был "подарок жизни", как она сейчас определяет нахождение его в "Кидум А-Ноар".
Я встретилась с Эльадом Бокером, руководителем подразделения "Кидум А-Ноар" в Маалот Таршихе. Вот, что он рассказал. Подразделение "Кидум А-Ноар" работает от министерства образования. Но оно существует только в тех городах, где руководство желает, чтобы оно действовало на их территории. Это означает, что если муниципалитет создаёт у себя это подразделение, то он берёт на себя обязательство финансирования вместе с министерством образования.
В Маалот Таршихе, говорит Эльад, подразделение существует более 20 лет, ещё с тех времён, когда город был маленький, а бюджет, соответственно - небольшой, муниципалитет озаботился созданием такого отдела, которое подбирает "выпавших" из системы детей, и превращает их из потенциальных асоциальных личностей во вполне сознательных граждан. Это касается, в основном учащихся старших классов средних школ до – с 16 до 18 лет. Большинство подростков, которые попадают к нам, испытывают трудности в учёбе, у части из них существует нарушение процессов учёбы, которое не диагностировано, есть такие дети, у которых переживают психологический кризис, или кризис в семье. А зачастую, у подростков все эти сложности вместе взятые.
В нашем подразделении дети учатся в группах из 3-4 человек, а система обучения подстроена под каждого ученика индивидуально. Важно подчеркнуть, что обучение происходит не каждый день, как в обычной школе, есть определённое количество дней учёбы у каждого подростка, но не каждый день.
Кроме учебной части, в подразделении проводятся другие занятия по программе, такие как, музыка, починка электроприборов и т.д. Эти занятия предназначены для развития личности и приобретения профессиональных навыков.
В конце пребывания в "Кидум А-Ноар" молодые люди проходят подготовку к армии, во время которой "Кидум А-Ноар" напрямую сотрудничает с молодым человеком, чтобы он "не потерялся" и во время службы, а преуспел. Но бывает так, что подросток заканчивает школу, а мобилизация назначена через несколько месяцев, или передвигается. И в этом случае "Кидум А-Ноар" не прекращает свою работу. Каждый год в среднем, "Кидум А-Ноар" занимается 60 подростками. 40 из них учатся в классе подразделения, остальные продолжают ходить в свою школу, там они участвуют в совместной (школа - "Кидум А-Ноар"), чтобы ребёнок не бросал школу. Те, кто учится у нас, проходят подготовку для сдачи экзаменов на аттестат зрелости экстерном в нашем сопровождении.
На вопрос, когда лучше обращаться за помощью в "Кидум А-Ноар", Эльад Бокер отвечает, что, как и в любом решении проблемы, лучше заняться решением сразу же после её определения. Родители, заметившие ненормативное поведение ребёнка, сразу же должны обратиться к классному руководителю или директору школы.
Бывает и наоборот, школа обращает внимание родителей на то, что с ребёнком не всё в порядке. Красные лампочки в поведении ребёнка, когда родители должны бить тревогу, отражаются в отчетах педагогов: пропуски занятий без причины, частые резкие изменения в настроении или поведении, значительное снижение успеваемости. Важно сотрудничать с педагогами в школе и помогать им – проходить инструктажи для родителей, пользоваться другими услугами, существующими в Управлении образования, например, психологической службой, сотрудничать с инспекторами по учёбе.
Ученики приходят в подразделение, когда все другие возможности и программы в школах исчерпаны. Школы приглашают учеников на комиссию, возглавляемую начальником Управления образования и директором школы, а также в присутствии родителей, школьного персонала и других специалистов. Только после обсуждения принимается решение о рамках продолжения учёбы. "Кидум А-Ноар" является одной из возможностей. В неё не попадают по желанию сменить школу, в неё попадают дети, которые готовы оставить школу, независимо от причин, и невзирая на очевидные последствия такого радикального решения.
Лозунгом "Кидум А-Ноар" является выражение: "Ни от кого не отказываемся, никого не оставляем".
Да, "Кидум А-Ноар" совершает чудо. Но это чудо состоит из 2 частей. Во-первых, это чёткая продуманная система нескольких аспектов: правильный индивидуальный подход к ребёнку и его окружению, продуманная методика социализации подростка, учёба с учётом потребностей конкретного ученика и тесное взаимодействие со всеми необходимыми учреждениями от социальных служб, инспекторов по делам несовершеннолетних, до Бюро по мобилизации в армии, на протяжении всего времени пребывания в "Кидум А-Ноар". Но вторая часть, на мой взгляд важнейшая, это профессионализм, высокие моральные качества сотрудников. Недаром все мамы, рассказывая о непростом пути своих детей, подчёркивали, что та или иная наставница или наставник стали настоящими друзьями подросткам. А Эльад Бокер вспомнил несколько историй, когда к ним в "Кидум А-Ноар" "заглядывали на огонёк" бывшие трудные подростки, а сейчас, например, это военный в высоком звании или студентка второй академической степени, изучающая работу с трудными подростками. Представьте себе, они говорят детям: "Если бы не "Кидум А-Ноар", моя жизнь была бы загублена. Я это осознаю. Во всех моих достижениях – часть их благословенной работы!"
· Имена мам подростков изменены по их просьбе.
Comments